Эссе «Я – педагог»
«Вы видите вещи, и вы спрашиваете:
«Почему?» А я мечтаю о вещах, которых никогда не было,
и говорю: «Почему бы и нет?» Джордж Бернард Шоу
Современный мир. Изобилие нового и неизвестного. Непрекращающийся информационный поток. Как в нём не растеряться и не запутаться? Как вовремя найти верное решение? Если мне, взрослому состоявшемуся человеку интересно, но очень нелегко! То как они?! Мои маленькие, взрослеющие, всем интересующиеся дети. Как им помочь разобраться в настоящем? А главное, не бояться мыслить и творить?
Что могу я? В чём моя задача сегодня? Помочь детям развить познавательную гибкость, нестандартное мышление. Цепко воспринимать информацию и смело находить множество творческих решений. И пусть они покажутся кому-то смешными и нелепыми. Но пусть они! Детские решения! Будут! А я аккуратно и ненавязчиво помогу становлению собственного «Я» ребенка, а значит становлению его субъектности.
Нам, взрослым, свойственно брать множество идей, оценивать, анализировать все «за» и «против» и осуществлять выбор: мы настойчиво ищем верный «ключ» достижения цели, решения проблемы. Помните, как Алисе в Стране чудес попадались разные ключи и различные двери? А ведь это реальность - «ключи» не всегда подходят к замкам! Если бы они всегда подходили? Было бы наверно слишком просто. Поэтому мы настойчиво ищем тот самый правильный «ключ». А «ключи» бывают разными, как и само понятие «ключ»…
Именно многозначность этого слова позволяет мне выбрать «связку ключей», которая помогает не ограничивать фантазию, а обсуждать самые смелые способы решения задач. При развитии субъектности ребенка мне помогает технология «Рисовый штурм» («Кубики Друдла», «Story cubes»,«Help-карты», ассоциативные пары и т.д.).
Итак…Мои педагогические ключи:
Ключ обыкновенный (для отпирания и запирания замка). Он говорит о простоте, бюджетности и доступности использования данной технологии. Так как оборудование для её реализации (канцелярские товары, неоформленные материалы) находятся в ближайшем окружении ребёнка, т.е. «на расстоянии вытянутой руки». Возможность совместного «производства» инструментария технологии «Рисовый штурм» - заключается в сочетании командной и индивидуальной работы: педагог + дети + родители.
Ключ ремонтный (для приведения в действие любого механизма). Он олицетворяет собой вариативность, универсальность, трансформируемость моей технологии. Например, «Друдл кубик» можно использовать как отдельный элемент для решения образовательных задач на занятии, так и в комбинации с другими приёмами технологии. Потому что все они полифункциональны в своём использовании и назначении.
Ключ музыкальный (он открывает нотную строку и дверь в огромный мир музыки, мир творчества). Творчество – это навык, который тоже надо «прокачивать». Моя задача, найти такие инструменты, которые помогут развивать у детей воображение, фантазию, инициативность, креативность… Технология «Рисовый штурм» даёт возможность педагогу с помощью огромного многообразия приёмов формировать у дошкольников личностные ориентиры, свободу выбора, давать им бесконечное количество идей, образов, объяснений…
Ключ-разгадка (разгадка тайны, шифра). Позволяет педагогу дать детям «подсказку/зацепку/ниточку», ориентировать их на то, что можно преобразовывать (модифицировать) традиционные привычные объекты во что-то новое, необычное, применяя креативные нестандартные подходы. Приёмы и методы технологии предполагают отсутствие единственно правильного решения, поэтому все предложения, идеи «верные», каждый ребенок оказывается в ситуации успеха.
Ключ-родник (снятие эмоционального напряжения, положительный опыт, ситуация успеха, «живительное» поощрение). В «Рисовом штурме» не бывает проигравших: побеждают все идеи, даже самые фантастические, поэтому личная победа ребенка его «точка гордости» неизбежна. Субъектность ребенка проявляется в командной работе.
Быть может технология «Рисовый штурм» – это и есть универсальный ключ для формирования субъектности ребенка через развитие творческого (дивергентного) мышления? Другими словами, технология «Рисовый штурм» – технология «под ключ»!
Я знаю, заставить заниматься творчеством - нельзя, это не процесс «из-под палки». Но я, используя свой универсальный ключ – технологию «Рисовый штурм», создаю условия для развития нестандартного мышления. И мы с детьми открываем двери в удивительную страну творчества.
Каждый день, спеша на работу, я знаю: я - педагог-мотиватор, генератор маршрутов и идей, информационный архитектор, сопричастный природосообразному дару детей мыслить фантазией и воображением.
Каждый день, спеша на работу, я помню: где бы «ни творил» ребенок, ему чрезвычайно важна поддержка близких людей и взрослых. В дошкольном образовании миссия поддержки и понимания архиважная - мы первые зрители и поклонники, союзники и «оппоненты».
Каждый день, спеша на работу, я горжусь: моя работа – это со+участие в становлении ребенка как субъекта социума, это при+частность к открытию действительности и преобразования её ребенком; это ключевой момент со+при+частности к уникальному Миру Детства.
Каждый день, спеша на работу, я мысленно говорю своим детям:
- Мои дорогие, мы обязательно подберём ключи ко всем дверям в этом современном мире. Мы вместе!